Воскресенье, 24.11.2024, 01:03
ПАРАЛЛЕЛИ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Прохожий | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Tic-Stock  
"Дуэты" - книга совместных сонетов
paralleli-artДата: Пятница, 08.04.2011, 14:29 | Сообщение # 1
АРТ-ГРУППА
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Репутация: 100
Статус: Offline
Под эгидой нашей арт-группы и как приложение к Третьему номеру журнала выходит книга "Я к Вам строкою прикасаюсь..." Александра Архангельского и Ольги Мищенковой. Венки сонетов, написанные вдвоем, Терцины, Триолеты... Много необычных и ярких стихов содержит эта книга.

Казалось бы, совместные книги не редкость – любой сходу назовет несколько примеров. Но эта книга – особая. Особая не потому, что это содружество физика и лирика (кстати, в прямом смысле слова – Александр действительно физик, а Ольга – филолог), не потому, что вначале как-то не очень понятно, зачем двум самодостаточным творческим людям объединяться. Да и подзаголовок книги звучит несколько странно. Ну, понятно – венки сонетов, терцины и триолеты (хотя и редко встречающийся жанр, но все же). Но что значит – дуэтом? И зачем это? И вообще – как?
Дуэт – слово понятное, означает, что двое музицируют вместе, исполняя произведение специально для двоих написанное. Но как такое возможно в поэзии? Оказалось, возможно.
Когда мне, главному редактору журнала «Параllели» на почту пришло письмо с темой «Венок сонетов. Дуэтом», второе слово мною было воспринято как название. И каково же было мое изумление, когда, открыв файл, я увидела венок сонетов, написанный как диалог! Сонету Александра отвечал сонет Ольги, причем написаны они были в необычном для сонетного жанра дактиле (обычно сонету свойственен пятистопный ямб, но никак не эпический дактиль).
Но главное – это действительно был дуэт. Не диалог, отнюдь – хотя и голоса их следовали друг за другом, а именно дуэт – говорящих вместе, об одном, продолжая мысль друг друга и дополняя ее.
Творческое их содружество хоть и сложилось совсем недавно, но было столь плодотворно, что уже сейчас перед вами их общая книга – дуэтом.
Самые разнообразные по размеру и виду сонеты – в книге вы найдете как английское, так и итальянское их построение – разнообразны и в тематике. Как-то так сложилось, что сонетную форму принято считать пригодной лишь для любовной лирики. Однако в книге Александра и Ольги это не всегда так. Безусловно, любовная тема затронута и ими – нежные, как бы акварельные образы Ассоль и Грея в двух сонетных венках (Четвертом и Пятом) вряд ли смогут кого-то оставить равнодушным. Да в других венках – где темой, где голосом, а где и чуть слышным подголоском – любовь всегда присутствует, раскрываясь перед читателем порой в самых неожиданный ракурсах.
В сонетах – не важно, о любви они или о человеке, как, например, Второй венок – постоянно присутствует мотив обреченности. Это и обреченность мира, и обреченность человека перед Судьбой, и обреченность на память о прошлом, и обреченность невозможности что-то изменить.
Объединяет шесть венков в единый цикл еще один неизменный образ – образ музыки. Потому ли, что «одной любви лишь музыка уступает, но и любовь есть музыка», потому ли, что оба автора музыку любят страстно и «слышат» свои чувства, «слышат» окружающий мир? Как бы то ни было, но именно музыка выступает третьим в их дуэте.
Но если говорить о венках – нельзя не упомянуть и последний, Шестой. Сонеты-посвящения актерам, музыкантам, поэтам раскрывают новые грани любви – любви к Творчеству. «Байрон» (сонет-магистрал Александра Архангельского) и «Паганини», «Шевченко» и «Есенин», «Высоцкий», «Ахмадулина» – их всех связал венок сонетов «Наедине о вечном». Но только ли? Как можно связать воедино Байрона и Шевченко, достаточно ли только одинаковых сонетных строк? Но, читая венок, вдруг понимаешь – можно. И связь эта – ТВОРЧЕСТВО.
Тобой глаголет птица Гамаюн,
Ей петь или не петь – не всё равно…
А третьего и вовсе не дано…
(Высоцкий. Ольга Мищенкова)
Книга Александра Архангельского и Ольги Мищенковой содержит и авторские разделы, которые перемежаются с дуэтными терцинами, триолетами, сонетами – уже не венками, а написанными более свободно по форме. Но даже в авторских разделах не покидает чувство, что это диалог – мужчины и женщины, физика и лирика, поэтов Украины и России. Диалог, быть может, ведшийся годами с отражением и только сейчас нашедший собеседника.
Диалог о любви, о времени, о человеке, о вечном… О музыке… Но мы ведь помним – «одной любви лишь музыка уступает»…

творческий руководитель проекта - М. Пшанцева

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024