Что нужно каждому писателю?
1. Знание литературы. Не обязательно любить ВСЮ литературу, но прочесть все основные, значимые произведения, в каком бы жанре они ни были написаны – необходимо. Нравится вам конкретное произведение, жанр, направление или нет, но стиль другого писателя или поэта, но все то, что было написано до, то, что написано непосредственно сейчас – отличная школа для всех, кто пишет.2. Умение видеть. Наблюдение и умение видеть то, что происходит вокруг, подмечать характерные особенности того или иного типажа многими писателями ХХ века ставилось в основу литературного мастерства. Кто именно? Читайте… Могу дать подсказку: стоит обратить снимание на советских писателей 20-30 гг. 3. Начитанность. Ну да, общее образование должно быть на уровне, чтобы не лазать в справочники и интернет за каждой мелочью типа исторических или культурных событий и явлений, элементарных сведений и т.д., и т.п. Не спорю, что специфическая область знаний потребует от писателя обратиться к специальной и справочной литературе. Но поверьте, поиск нужного материала займет куда меньше времени, если общий уровень базисных знаний будет достаточно высоким. 4. Знание основ психологии. Знание основ психологии человека, поведенческих особенностей в принципе может заменить наблюдательность. Но почитать не повредит. А вдруг что интересное попадется? Или того лучше – идея придет в голову? 5. Владение основами теории литературы. Для общего образования. Потому что практика показывает, что произведение может быть написано абсолютно любое, даже не подходящее ни под одну категорию теории. Но вы не волнуйтесь, теоретики потом сами подберут ему категорию, расскажут миру читателей, к какому стилю, жанру и т.п. оно относится… Правда вот такие понятия как «композиция», «стилистика», «стиль» и ряд других лучше знать – полезно. 6. Родной язык. Каким бы ни было ваше отношение к нему – знать и уметь пользоваться всеми богатствами языка… А что же еще остается писателю? Это наш инструмент, и изучить его нужно во всех проявлениях и тонкостях. И словарь Даля – поверьте, совершенно не устарел. 7. Практическое изучение чужой стилистики: например, переводя какое-либо произведение, или просто сделав набросок/рассказ/стихотворение и т.д. в каком-либо или чьем-либо стиле. Это хорошая школа литературного мастерства. 8. Заказ. Многие отрицают варианты написания на заказ какой бы то ни было литературной работы: статьи, рассказа, отзыва. С одной стороны – свобода в выборе темы и стиля очень важна. Но отрабатывать технику написания – почему бы нет? Если отнестись к подобной работе как к… этюду у музыкантов, например. И поработать над языком, или над фразой, или над чем хотите.
Не претендую на то, что этими восемью пунктами исчерпывается все, что необходимо уметь и знать каждому писателю, возможно, кто-то даже будет спорить: нужна ли писателю отработка техники, и вообще – какая бы то ни было литературная правка стихийно написанного произведения. Спорить не буду – такая у нас профессия, что нельзя в ней с одной меркой подходить ко всему, каждый случай, каждое произведение требует своего, особого подхода, а уж каждый автор (читай – вселенная) – тем паче. Форум открыт, комментарии тоже – давайте поговорим!
|